Сегодня на обучающем модуле в Портлендском институте горя и перехода, мы говорили о культурных традициях в проживании горя.
Было интересно послушать о разнице в проживании горя у афроамериканцев и китайцев.
Потрясающая темнокожая американка рассказала нам, что в ее среде принято собираться сообществами, большими семьями.
Есть еду, петь, танцевать, играть в игры, быть вместе.
Да, вы не ослышались, она рассказывала нам о процессе горевания.
Процесс горевания в афроамериканских семьях начинается ДО смерти близкого человека.
Конечно, такой подход мало применим к случаям внезапной смерти.
Но, если семья чувствует, что кто-то скоро уйдет, то они собираются заранее, до факта смерти, и празднуют этого человека еще до того, как он ушел.
Семьи собираются большим составом.
У афроамериканцев принято принимать в семью и не кровных родственников.
Просто решили, что две женщины являются сестрами или тетей и племянницей - так тому и быть.
Поэтому в афроамериканских семьях есть и европеоидной, и монголоидной расы.
И, перед уходом одного из членов семьи, собираются ВСЕ.
И начинается ПРАЗДНИК.
Часто на праздник ДО, и уже на похороны, надевают белые одежды.
Праздник может продолжаться ДО физического ухода близкого, ВО ВРЕМЯ его смерти, и ПОСЛЕ.
Как сказала ведущая семинара: "Как живем, так и провожаем близких в другой мир! С песнями, танцами, едой и единением в семье!"
Детей провожают в тонкий мир похожим образом.
Если смерть была внезапной, то все ритуалы происходят позже.
И вся семья поддерживает родителей.
Дает им огромный поток ЛЮБВИ и ПОДДЕРЖКИ.
В Китае и Сингапуре все очень по другому.
Китайцы почти не артикулируют свои эмоции, не проговаривают их.
Они выражают свою поддержку ДО и ПОСЛЕ смерти ДЕЙСТВИЕМ.
Они почти не будут плакать, но будут много работать, чтобы помочь деньгами или предложат сделать что-то по дому, чтобы поддержать горюющего.
Еще меня поразил азиатский подход в объяснении причин смерти: если ребенок умер, то либо мать что-то не то съела, либо такова карма, либо энергия "ЦИ" где-то не проходит, но причина чаще всего находится на тонком плане.
И часто она озвучивается как наказание ушедшему в тонкий мир или горюющим оставшимся родственникам.
Особый период для поминовения в Китае происходит в первые 49 дней.
Принято 3 раза поклониться перед урной с прахом.
С уважением.
Каждые 7 дней после ухода близкого происходит особый ритуал.
На 49 день поются специальные ритуальные песни.
Важно, чтобы у ушедшего были закрыты глаза и рот.
Тогда считается, что он умер хорошей смертью.
Потом мы обсуждали вариант проживания горя в других культурах.
Нена из Индии - мы встречаемся с ней уже на 5 модуле в одной группе - рассказала, что в индийской культуре ритуалы горевания очень похожи на ритуалы афроамериканцев.
Праздник, все в белом, собирается огромная семья, куда входят знакомые знакомых знакомых.
Что говорить о мексиканских ритуалах поминовения близких!
На эту тему есть прекрасный полнометражный мультфильм "Тайна Коко".
Самое главное, что я услышала за эти три часа: что есть много общепринятых в разных культурах ритуалов, которые выполняются с разной степенью открытости - табуированности.
На первой конференции "Перерождение" в июне 2020 года мы говорили о том, что ритуалы смерти и поминовения в СССР были во многом табуированы.
В новой России они подпали почти под полное табу и были из ведения общины (например, в СССР могли провожать всем двором ушедшего в тонкий мир соседа), в закрытые залы организаций ритуальных услуг.
Мы перестали видеть похоронные процессии и горюющих людей на улице.
Почти исчезла траурная одежда и другие опознавательные знаки горюющего человека.
С улиц пропали катафалки - в Москве это чаще всего обычные микроавтобусы, никак не выделяющиеся из потока машин.
Чтобы никого не смутить мыслями о смерти.
Мы почти перестали видеть каждодневный факт присутствия смерти в нашей жизни.
Тогда мы можем не удивляться исключению таких как мы, горюющих родителей, из общества.
Эта тема сильно табуирована последние десятилетия в русскоязычном пространстве.
Стало принято больше говорить о позитиве, ресурсах и проявления жизни.
Говорить о смерти стало не в моде.
Ушли традиции приглашения "плакальщиц" на похороны.
Осталась традиция поминок и специальных дней для поминовения: 3, 9, 40.
Все этим мысли пронеслись в моей голове и я подумала, что я бы хотела, чтобы смерть в нашей культуре праздновалась как праздник.
Как праздник возвращения домой.
Я бы хотела, чтобы родители после смерти ребенка, получали не соболезнования, а любовь и поддержку в огромном количестве.
И собравшиеся пели бы в честь ушедшего ребенка, и в честь оставшихся на Земле родителей, и в честь их будущей встречи в тонком мире.
Так бы все близкие были бы вместе, и это давало бы огромный ресурс.
Такие вот разные ритуалы прощания и восприятие смерти.
Наверное, мне надо было родиться афроамериканкой.
Тогда у меня было бы намного больше шансов на поддержку после смерти детей.
У нас, в центральной Украине, на похоронах много красного цвета. Гроб внутри и снаружи красного цвета, красная дорожка обязательно лежит на открытой машине, и уже на ней – гроб. Часто красные цветы, в руках и на венках, а еще впереди идет человек и устилает последний путь цветами – загодя срезанными головками живых цветов. Гроб везут к месту захоронения всегда открытым. Процессия с музыкой или без, смотря, как пожелал умерший. Почти все предметы и люди обвязаны или платками, или хлопчатобумажными полотенцами. У людей это рука выше локтя. Эти платки потом с собой забираются и их можно носить. Все проходит молча, разговаривать почти нельзя, в основном слышен только голос работников, помогающих хоронить. Иногда слышен плач родственников. После погребения обязательный обед. Блюда готовятся…